01.10.2020
«Решена проблема потребителей по установке и поверке счетчиков, но не всех»
Большинство граждан заметно ощутили экономический эффект, установив индивидуальные приборы учета (далее - ИПУ). Для добросовестных граждан стало выгодно платить по фактическому использованию ресурса, а для других, конечно же, наоборот, поскольку раньше они могли заработать на разнице в оплате коммунальных услуг, сдавая квартиру «компании», а оплачивая норматив за одного зарегистрированного. Однако, в этой статье мы не будем подробно останавливаться на плюсах и минусах установки приборов учета, а поговорим о дальнейшем развитии событий в этой сфере.
Установка счетчиков, ввод их в эксплуатацию – это первый этап масштабных работ в реформе энергоэффективности, как для поставщиков и управляющих компаний, так и для потребителей. Много вопросов и споров приходилось решать при помощи органов надзора, а также в суде. Шло время, и вроде бы, все привыкли платить по показаниям ИПУ и вот через 4 - 6 лет второй этап развития событий – поверка ИПУ. Как оказалось, граждане либо забыли, либо были недостаточно информированы о том, что на них возложена обязанность по поверке средств измерений. И когда счета на оплату коммунального ресурса увеличились в 3-4 раза, в связи с истечением срока поверки, вновь много жалоб, споров, негатива. И можно долго спорить кто прав, кто виноват, однако незнание законов ни одну из сторон договорных отношений не освобождает от ответственности.
Проблемы распределения прав, обязанностей, ответственности сторон в вопросах установки и поверки счетчиков всегда вызывали, и, возможно будут вызывать много споров. Еще в 2017 году глава Росстандарта Алексей Абрамов на коллегии ведомства и исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ («ЖКХ Контроль») Светлана Разворотнева отметили: «Что поверка - это проверка точности показаний прибора и этим не должны заниматься сами жильцы. Поверка оказалась еще одной нишей для развития мошеннических схем. Граждан стали обманывать мошенники, представляясь «представителями администраций» и «коммунальных служб», принуждая, пугая штрафами, проходить несвоевременную поверку счетчиков, рекомендуя отдельные организации, не имеющих на это лицензии. Кроме того, чтоб справедливо начислять плату, необходимы счётчики одного типа и класса, как для квартиры, так и для мест общего пользования, а чтобы была возможность везде установить современные приборы, заниматься этим должны не граждане, а ресурсоснабжающие организации (те, что поставляют воду, свет и т.п.)., как и обслуживанием этих приборов и снятием с них показаний».
Итак, в июне 2020 года, произошло долгожданное событие, решена проблема большинства потребителей по установке и поверке электросчетчиков. В соответствии с федеральным законодательством (Постановление Правительства РФ от 29 июня 2020 г. № 950) с 1 июля 2020 года ответственность за приборы учета электроэнергии перешла к энергетическим компаниям: гарантирующим поставщикам в многоквартирных домах и к сетевым компаниям, в случае с прочими потребителями (к ним, в том числе относятся потребители в частной жилой застройке).
Теперь подробней об изменении порядка установки, а также об обеспечении соответствующей эксплуатации приборов учета электроэнергии:
1) Общедомовые (далее – ОДПУ) и индивидуальные (далее - ИПУ) приборы учета электроэнергии теперь устанавливает и осуществляет замену гарантирующий поставщик. Установка (замена) приборов учета в многоквартирном доме должна быть осуществлена не позднее 6 месяцев:
- с даты истечения интервала между поверками или окончания срока эксплуатации прибора учета;
- при выходе прибора из строя, либо его неисправности.
2) Гарантирующий поставщик не только ставит новый ОДПУ и ИПУ электроэнергии, но и эксплуатирует его, а, следовательно, проводит и техосмотр, и техобслуживание, и регулярные поверки. Теперь все это – забота гарантирующего поставщика, а не управляющей компании (далее - УК) и не жителей. Однако сохранность ОДПУ многоквартирного дома, обязана обеспечивать УК, соответственно сохранность ИПУ в квартирах и частных постройках возложена на жильцов.
3) Если гарантирующий поставщик не исполняет свои обязательства по установке и замене ПУ, то собственник начинает платить за электричество все меньше и меньше – на 20% первые три месяца просрочки, а затем – на 40% в месяц, вплоть до даты ввода прибора учета электрической энергии в эксплуатацию. Однако потребитель должен заявить поставщику о неисполнении соответствующих обязанностей поставщиком письменно, размер платы уменьшается со дня получения претензии.
Бывают случаи, когда потребитель не пропускает к себе гарантирующего поставщика для установки, замены, проверки, обслуживания прибора учета (далее - ПУ), так вот если дважды потребитель не впустить сотрудника поставщика, то он будет платить за электричество полтора норматива потребления электричества в месяц. Аналогичное правило действует и для УК.
И заключительным этапом в реформе энергосбережения станет внедрение с 2022 года «умных, интеллектуальных» ПУ. Они будут фиксировать уровень напряжения и частоту, так называемые «скачки напряжения», позволяя, таким образом, потребителям следить за качеством электроэнергии. Кроме того, при интеллектуальном учете у потребителей появится возможность дистанционной смены тарифа без замены ПУ.
Однако до тех пор, пока ОДПУ и ИПУ не присоединены к интеллектуальной системе учета, их показания снимает УК (ТСЖ, ЖСК), независимо от того, оказывает ли она жителям МКД коммунальную услугу по электроснабжению, и жители, которые перешли на (прямой) договор с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, УК же продолжает проверять «старые» счетчики, установленные до июля 2020 года.
Итак, по мнению Минэнерго, данные изменения в законодательстве, позволят потребителям сэкономить от 5 до 20 тысяч рублей на покупке, установке, а также на поверке счетчиков.
Такое решение пока принято только по электросчетчикам, установка и поверка счетчиков воды по-прежнему является повинностью граждан.
Напоминаем, что в случае если истек срок поверки счетчика воды, оборудование считается непригодным к использованию. И оплата начисляется из расчета объема израсходованной воды за последние полгода по среднемесячному тарифу. Так будет длиться 3 месяца, а потом расчеты начнут производиться по нормативам, которые значительно превышают показания счетчика. Однако в 2020 году, во время эпидемии коронавируса, это правило не работает! Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 были внесены изменения в целый ряд нормативных актов, касающихся предоставления коммунальных услуг и проведения расчётов платы за их потребление. В частности, отменена поверка счётчиков в 2020 году вплоть до 1 января 2021 года в связи с карантином и самоизоляцией. Постановление запрещает производить начисление неустоек и штрафных санкций.
Обращаем внимание потребителей, если у вас есть вопросы по защите прав потребителей коммунальных услуг вы можете обратиться по телефонам Единого консультационного центра Роспотребнадзора 8-800 – 555-49-43) или Консультационного центра в г. Иркутске по тел. 8(3952)22-23-88.
Консультационный центр по защите прав потребителей
Подготовлено с использованием материалов сайта
https://www.irk.kp.ru, https://rg.ru.