13.02.2019
Информационное сообщение
11.08.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон №280-ФЗ).
Принятие Закона №280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее – ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) путем установления, в предусмотренных законом случаях, приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В силу установленных Законом №280-ФЗ требований сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесение земельного участка к определенной категории).
ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) и Федерального закона от 21.12.2004г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон №172-ФЗ), не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда.
В Иркутской области проблема пересечения земельных участков с землями лесного фонда является особенно острой! До начала действия «лесной амнистии», по данным ЕГРН, площадь земель лесного фонда составляла 874,3 тыс. кв. км. и превышала площадь всего региона.
Протоколом совместного совещания заместителя Министра экономического развития РФ – руководителя Росреестра В.А. Абрамченко и заместителя Министра природных ресурсов и экологии РФ – руководителя Рослесхоза И.В. Валентика от 26.07.2017 года №ВА/28-ПР Иркутская область определена пилотным регионом по проверке соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к землям иных категорий.
На Иркутскую область приходится 6% всех заявлений, поступивших в органы регистрации от правообладателей, чьи земельные участки полностью или частично оказались в границах лесного фонда, в целях уточнения в ЕГРН местоположения границ и площади земельных участков, у которых было выявлено пересечение их границ с границами земель лесного фонда, и попадающих под действие Закона № 280-ФЗ.
Долгое время права на земельные участки, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства, регистрировались в упрощенном порядке. То есть, владельцам таких участков не нужно было определять их границы для того, чтобы оформить их в собственность. Аналогичным образом – без определения границ – на кадастровый учет ставились лесные участки.
Поэтому некоторые участки были учтены дважды и вошли в границы лесного фонда. Согласно нормам действующего законодательства, земля, находящаяся в границах лесного фонда, не может использоваться владельцами для ведения садоводства или дачного хозяйства, на ней также запрещено строительство. Таким образом, люди, получившие участки в законном порядке, столкнулись с ограничениями при их использовании, а в некоторых случаях и с риском потерять свое имущество. «Лесная амнистия» направлена на защиту прав добросовестных собственников, чьи земельные участки пересекаются с землями лесного фонда.
Статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в том числе и при наличии пересечения их границ с границами лесного участка, лесничества, лесопарка. В целях устранения такого пересечения (при наличии в ЕГРН координат характерных точек границ лесных участков) изменение описания местоположения границ лесных участков осуществляется на основании сведений о местоположении границ земельных участков, содержащихся в межевом плане, представленном в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.
Частью 9 статьи 10 Закона №280-ФЗ установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также предоставленных до 8 августа 2008 г. для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.
При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводится ссылка на соответствующие положения Закона №280-ФЗ.
Учитывая высокую социальную значимость применения норм закона №280-ФЗ и наличие пресекательного срока действия отдельных его положений (01.01.2023г.), а также возможность в рамках его реализации увеличения налогооблагаемой базы в целях пополнения бюджетов разного уровня, предлагаем организовать разъяснительную работу среди населения: правообладателей земельных участков, председателей дачных и садово-огороднических объединений граждан – по уточнению в ЕГРН местоположения границ и площадей земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, у которых было выявлено пересечение их границ с границами земель лесного фонда и подпадающих под действие Закона №280-ФЗ; а также в части внесения в ЕГРН сведений о ранее возникших правах.