24.02.2022
Звонят мошенники - как не дать себя обмануть? Что делать, если звонят мошенники?
Основные правила, которым нужно следовать при телефонном мошенничестве.
Любой внезапный телефонный звонок может исходить от мошенников. Неожиданность - одна из главных причин, почему люди так часто попадаются на обман. Поэтому важно всегда быть готовым к тому, что на том конце провода окажутся злоумышленники. Предугадать это невозможно, поэтому остается следовать простым правилам.
- Сохранять спокойствие. Обычно мошенники давят на два чувства - страх и корысть. В первом случае злоумышленники пугают жертву, что ее деньги или кто-то из ее близких находится в опасности. Во втором случае - «радуют» якобы внезапным выигрышем, выплатой и другими призами, от которых трудно отказаться. Самое важное в этой ситуации - оставаться спокойным и не идти на поводу у эмоций. Именно необдуманных и импульсивных решений от жертвы и ждут злоумышленники.
- Не сообщать свои личные данные. Даже если звонящий знает имя, фамилию и отчество жертвы, он может оказаться мошенником. Эти данные пользователи часто оставляют при регистрации на сайтах, поэтому найти их не составляет труда. Но более конфиденциальную информацию (данные паспорта, страховки, адрес и т.д.) мошенники не знают и обязательно попытаются вытянуть. Разглашать их нельзя.
Не сообщать коды, пароли и логины. Мошенники не могут получить доступ к деньгам жертвы, пока не получат пароль, полные данные банковской карты, CVV/CVC-код или секретный код для подтверждения операции. Именно эти данные они и просят назвать в первую очередь, когда представляются, например, сотрудниками банка. Эти данные нельзя передавать никому. Настоящие банковские сотрудники НИКОГДА не просят эту информацию, так как не имеют права получать к ней доступ - она полностью конфиденциальная.
Не выполнять то, о чем просят мошенники. На эмоциях жертвы могут выполнить все, о чем попросят злоумышленники: перевести деньги на «безопасный» счет, пройти к ближайшему банкомату, сменить пароль и т.д. Все эти действия направлены на то, чтобы украсть деньги жертвы, поэтому выполнять их нельзя. Любые проблемы настоящий сотрудник банка попросит решить в отделении банка, а не по телефону.
- Не переводить деньги. Очевидно, что любые просьбы перевести деньги на «безопасный» счет, заплатить комиссию, чтобы забрать «выигрыш в лотерею» или получить подарок - самые простые способы обмануть жертву и украсть ее деньги.
- Не переходить по ссылкам. Мошенники, которые представляются сотрудниками государственных организаций, часто могут попросить перейти по ссылке в SMS, чтобы заполнить бланк или анкету. Такие ссылки ведут на фишинговые сайты злоумышленников, которые выглядят как настоящие (обычно это Сбербанк, Авито и Госуслуги).
- Не скачивать приложения. Еще один способ получить доступ к деньгам жертвы - заставить ее скачать и установить стороннее ПО. Мошенники могут назвать его «новой версией банковского приложения» или «безопасной версией», но верить этому нельзя. Любые программы, скачанные по ссылкам неизвестных людей, могут навредить телефону и передать личные данные пользователя злоумышленникам.
- Сбрасывать вызов и перезванивать самостоятельно. Если звонок вдруг стал подозрительным, единственный верный выбор - сбросить вызов и перезвонить самостоятельно в ту компанию, от имени которой звонили мошенники: банк, налоговая, полиция и т.д. Если звонок и правда был совершен оттуда, сотрудники по официальному номеру это подтвердят.